2.1 Рабочая группа для записи рекламного аудиоролика
Сегодня не многие студии звукозаписи имеют творческие группы, работающие исключительно и постоянно над записью аудиорекламы. В звукозаписывающей компании «СаундСервис» присутствуют творческий (креативный) отдел и отдел по обслуживанию клиентов.
Отдел по обслуживанию клиентов является посредником в отношениях между студией звукозаписи и заказчиком и связующим звеном между разными отделами внутри компании. Сотрудники этого отдела играют важную роль в создании аудиоролика: именно они переводят на «стандартный» язык идеи креативщиков, возможности звукорежиссуры и во внятной форме излагают их заказчикам. Они помогают избегать конфликтов, следят за соблюдением сроков и решают все сопутствующие проблемы.
В креативном отделе работают преимущественно сотрудники двух специальностей: копирайтер и саундпродюсер. В большинстве случаев эти сотрудники работают в паре.
Саундпродюсер возглавляет производство аудиоролика от начала до конца, а именно:
- создает рекламную концепцию (идея, сценарий)
- придумывает звуковой ряд рекламного аудиоролика (музыка, эффекты)
- осуществляет подбор дикторов, актеров (количество голосов, их тембр, подача, распределяет роли)
- ведет работу с актерами во время записи аудиоролика (подача, интонация, темп и т.п.)
- ставит задачу другим сотрудникам, следит и корректирует их действия.
Копирайтер также создает рекламную концепцию радиоролика и придумывает сценарий, текст. (Слово «копирайтер» происходит от английского «copywriter» (пишущий текст), таким образом, к понятию «copyright» (авторские права) оно не имеет никакого отношения даже на уровне этимологии.) Хороший копирайтер должен уметь придумывать текст рекламного аудиоролика не только по вдохновению, но и на заказ и к определенному сроку.
В зависимости от типа рекламного аудиоролика, помимо копирайтера и саундпродюсера в создании участвуют:
Звукорежиссер обеспечивает качественную запись голосов актеров для аудиорекламы, звуковых спецэффектов, осуществляет монтаж, сведение и мастеринг.
Музыкальный редактор осуществляет подбор музыкального оформления аудиоролика на основании пожеланий заказчика, саундпродюсера. Этот человек имеет глубокие знания музыкальных стилей и направлений, а также совершает постоянный анализ музыкальных новинок и событий музыкальной жизни. Когда заказчик просит: «мы бы хотели веселую музыку, как в 18 веке» или «…нам нужна спортивная музыка», то именно музыкальный редактор точно подберет нужную композицию.
Композитор сочиняет музыку для аудиорекламы, основываясь на сценарий ролика, пожелания заказчика и саундпродюсера.
Аранжировщик обогащает написанную музыку для аудиорекламы дополнительными партиями инструментов и придает произведению выразительность в соответствии с музыкальным стилем. (Композитором и аранжировщиком может быть один человек.)