Эволюция контрабасового аккомпанемента в джазовом ансамбле.

31 мая 2006 - Цатурян Вардан

 

 

 

Глава 4

Нильс Педерсен. Ритмический бас

Джаз прочно завоевал позиции во всем мире. Джазовую музыку стали исполнять во многих европейских странах, где она стала чрезвычайно популярной. Началось это с большого гастрольного турне Луиса Армстронга. Впоследствии гастроли Чарли Паркера породили множество последователей джаза во Франции. Немалый вклад развитие джаза в Европе внесли концерты, организованные американским продюсером Норманном Грансом по программе «Jazz At the Philharmonic Halls». В рамках этого проекта с гастролями по Европе проехали Оскар Питерсон, Элла Фитцджеральд, Рэй Браун, Эд Тигпен, Джо Пасс и др.

В итоге многие европейские музыканты стали практиковаться в искусстве джазовой импровизации – Мишель Легран, Мишель Петруччани, Джордж Мраз, выдающийся датский контрабасист Нильс Педерсен, который впоследствии стал басистом в составе выдающегося пианиста-виртуоза Оскара Питерсона, сменив на этом посту Рэя Брауна и продолжая его традицию контрабасового аккомпанемента. Не занимаясь слепым копированием и творчески переработав опыт своего предшественника, он внес много нового и в манеру исполнения, и в технику игры, и в тембр, штрихи и другие приемы звукоизвлечения.

Нильс Педерсен одним из первых довел исполнение партий на контрабасе до высочайшей технической виртуозности. Используя широко распространенную в Европе аппликатуру левой руки австрийского контрабасиста Краузе, Нильс Педерсен создал свою манеру игры на контрабасе, отличающуюся виртуозным использованием сбивок и трехпальцевой игры правой рукой.

Конечно, ярче всего манера игры Педерсена проявляется в его высокотехничных виртуозных соло, где он ни в чем не уступает таким хорошо разыгранным инструментам, как гитара, саксофон и фортепиано. При этом, играя на тонких металлических струнах, Нильс Педерсен атакует практически каждую ноту, что делает его соло пульсирующим и чрезвычайно ритмичным. Вот эту ритмичность Нильс Педерсен перенес и в партию аккомпанемента. И если достижением Рона Картера является яркая мелодичность басовой линии без потери пульсации, то Нильс Педерсен смог сделать мелодические вставки в аккомпанирующей линии очень ритмичными без потери мелодической связности.

Атакуя каждую ноту в сбивках, он как будто дополняет партию баса партией ударных, найдя для этого выразительнейший прием – игру на полуприжатых струнах. Исполняемые таким образом звуки действительно напоминают по тембру малый барабан, альтовый и теноровый томы. Постоянное использование в качестве сбивок нот, сыгранных на полуприжатой струне, требовало дальнейшего развития техники правой руки и таким образом привело к использованию в сбивках третьего пальца.

Широкое распространение получили флажолеты, как колористические составляющие басовой линии.

В аккомпанементе на блюз F ([5], стр. 3) в цифре 4, 5 видно огромное количество сбивок, исполненных восьмыми и практически переходящих одна в другую, и как бы нанизанных на аккомпанемент четвертями, подобный линии Рэя Брауна.

 

Информацию об услугах студии звукозаписи «СаундСервис» вы можете получить, позвонив в отдел продаж по телефону 662-9-552 или через форму связи с отделом ПроАудио.

 

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19
 

Новости компании

26 декабря 2013 Юля Разоренова
14 октября 2013 Костина Екатерина
11 октября 2013 Костина Екатерина
Операторов нет на месте

Яндекс.Метрика