Аудиорекламу можно разделить на три типа. Это - прямая реклама, игровая (креативная) и музыкальная реклама.
Прямая аудиореклама - обращение диктора к слушателю, посвященное достоинствам того или иного товара или услуги, рассказ без каких-либо приемов привлечения внимания. Весь текст начитывается диктором или человеком, выступающим в роли диктора. Успех прямого обращения зависит от того, с какой теплотой и искренностью зачитывается обращение. Многие рекламодатели относятся к этому типу рекламы критически, поскольку невнимательный, незаинтересованный слушатель пропустит рекламу мимо ушей. Не удовлетворяет он и творческих работников. И, тем не менее, тысячи рекламодателей прибегают к прямой рекламе из-за ее дешевизны.
К такой рекламе относится информационный ролик (объявление), самый простой способ представления рекламной информации. Изготавливается, когда заказчику необходимо донести до потребителей и потенциальных покупателей какую-либо новость о товаре, услуге, фирме. Голосовое озвучивание рекламного текста осуществляется одним диктором (М или Ж) только необходимой информации.
Частной разновидностью прямой рекламы являются объявления на два голоса, когда дикторы читают поочередно с листа по фразе или группе фраз. Это ускоряет темп и придает рекламе некое подобие новостей.
Информационный аудиоролик может быть музыкально оформлен, такой аудиоролик называется информационно-музыкальный аудиоролик. Голосовое озвучивание рекламного текста осуществляется одним или двумя дикторами (М или Ж) под индивидуально подобранную оригинальную музыку, используемую в качестве фона. Возможно присутствие звуковых эффектов, семплов - содержит конкретное рекламное предложение о товаре, услуге, бренде, акции. Этот тип уадиорекламы легко приспосабливается к любому товару или ситуации, поэтому используется довольно часто. Следует учесть, что, даже в обычном рекламном блоке, удачно подобранная музыкальная подложка в дальнейшем может вызывать у покупателя приятные ассоциации при виде рекламируемого товара. Кроме этого, умелое использование звуковых эффектов в аудиорекламе может сделать рекламный ролик ярким, запоминающимся, а главное - выделяющимся из чреды похожих друг на друга аудиороликов. Послушайте пример такого рекламного ролика, созданного звукозаписывающей студией СаундСервис (пример 1 — рекламый аудиоролик HENDERSON)
В игровой (креативной) аудиорекламе голосовое озвучивание рекламного текста происходит в более доступной и интересной для слушателей форме с обыгрыванием информации актерами в оригинальном сюжете; с «живыми» ситуативными диалогами; сценками из жизни; образами известных героев и реминисценциями из популярных произведений литературы, кино; с элементами игры, интриги; с различными спецэффектами; с индивидуальным подбором музыки или сочинением музыки.
Можно выделить три основных вида игровых роликов:
1) Аудиоролик «Диалог» - это беседа диктора с другим человеком (или людьми) или беседа двух и более человек без диктора. В первом случае диктор может разговаривать, например, с покупателем или экспертом - изготовителем товара, представителем банка, фирма. Такие рекламные беседы убедительны, если все участники беседы ведут себя естественно. Очень часто рекламные диалоги звучат крайне нелепо, потому что копирайтер изображает речь чуждого ему социального слоя, вставляя огромное количество жаргонизмов и фраз, которые якобы для этих людей характерны. Эффект выходит совершенно комический, и представители всех социальных групп дружно потешаются над роликом.
Существует немало приемов, чтобы сделать рекламные диалоги правдоподобными, или по крайней мере приемлемыми. Среди персонажей звуковой рекламы не случайно часто присутствуют две домохозяйки, супруги, родители и дети, причем кто-то из персонажей глуповат и неопытен, а другой дает ему разъяснения (функция продавца). Скажем, одна домохозяйка делится мнением с другой. Послушайте пример такого ролика, записанного студией СаундСервис (пример 2 — рекламный аудиоролик Mobel&Zeit). Естественнее всего диалог, в котором персонажи сталкиваются с проблемой, решаемой с помощью товара, при условии, что эстафету принимает диктор, привычно выполняющий функцию продавца.
2) Аудиоролик «Драматизация» - это "сценка из жизни", в которой проблема решается с помощью рекламируемого продукта или услуги. Для того чтобы драматизация звучала убедительно, проблема должна быть достаточно реальной, заземленной. Драматизация отличается от диалога тем, что в ней используются профессиональные актеры, музыка, эффекты, требует репетиций. Послушайте пример такого ролика, созданного студией СаундСервис (пример 3 — рекламный радиоролик "Сорренто"). В приводимом примере, сделанного в жанре "среза жизни", рекламодатель - ресторан "Сорренто" пытается стимулировать использование ресторана как удобного и приятного места для проведения праздника.
3) «Имиджевый» ролик, объектом рекламы в котором становятся не конкретные услуги или товар, а сам бренд, цель имиджевого ролика – позиционировать бренд на рынке, подчеркнуть престижность марки. Такие ролики отличаются большей концептуальностью и более широкими образами… Послушайте пример такого ролика, созданного студией СаундСервис (пример 4 — рекламный радиоролик "Версаж")