В джазовом мире традиции свободного музицирования «для себя» уходят в далекое прошлое. Фактически любая народная музыка подразумевает именно такую форму музицирования, когда несколько человек собираются в каком-либо месте, дома или на улице, и поют и играют в свое удовольствие. Иногда такие собрания джазменов превращались в музыкальные «битвы» – кто кого переиграет. Такие встречи получили название «джем-сейшн». На джем-сейшнах музыканты делились опытом, экспериментировали, оттачивали свое мастерство, обсуждали новые идеи.
Для больших оркестров такая ситуация сохранялась достаточно долго. Однако в малых составах, работавших в небольших клубах без духовых и барабанов, появилась возможность игры басовой линии четвертями. Это было связано с улучшением конструкции инструмента и усилением его звучности. Кроме того, большой шаг вперед произошел после изобретения звукоусиления, которое сделало отчетливо слышимыми все нюансы контрабасового исполнения. Это послужило сильнейшим стимулом для поисков новых решений в области контрабасовой техники.
Самый крупный вклад в новое понимание контрабасового аккомпанемента внес величайший контрабасист Рэй Браун, игравший со всеми значимыми музыкантами и популярными оркестрами своего времени.
Играя контрабасовую линию четвертями, он насыщал ее сбивками, имитирующими удары по малому барабану, исполнял отдельные элементы партии в верхнем регистре на ставке. Вместе с ним развитые линии подобного типа стали играть и другие басисты: Милт Хинтон, Пол Чемберс, Перси Хит, Джордж Мраз, Рон Девис.
Такой аккомпанемент изменил ритмическую пульсацию ансамбля на более плотную, обеспечивая тем самым лучшую поддержку импровизационных партий солистов, и получил наименование «шагающий бас».
Подобное фактурное решение сделало звучание даже малого состава чрезвычайно плотным, сбалансировало звук барабанной установки и контрабаса, позволило контрабасу играть подголоски в верхнем регистре.
Рассмотрим с этой точки зрения пьесу «Moten Swing» автора Б.Мотена, исполненную трио Оскара Питерсона и записанную на пластинке «Night Train» ([1], стр. 7). Партию контрабаса исполняет Рэй Браун.
Хорошо видно, что в частях А1, А2 пульсация баса движется половинными длительностями, в чем сказывается влияние тубы, игравшей партию баса в уличных оркестрах.
Однако Рэй Браун добавляет сбивки в форме восьмых или триольных восьмых, логично ведущих к первой или третьей долям. В части А2 в девятом, одиннадцатом, двенадцатом тактах бас играет чрезвычайно высоко мелодические попевки, которые, скорее, являются элементами контрабасового соло. Это совершенно новое явление, не характерное для партии тубы, которая в таком случае пресекалась бы с партиями других духовых.
Информацию об услугах студии звукозаписи «СаундСервис» вы можете получить, позвонив в отдел продаж по телефону 662-9-552 или через форму связи с отделом ПроАудио.